Лубенец Н.А. у истоков создания администрации города Трехгорного

Главная / Публикации и Исследования / Лубенец Н.А. у истоков создания администрации города Трехгорного

Д.Ю. Первухин, О.В. Гаврилова

 

Формирование администрации города Трехгорного в 1990-е годы

           Формирование администрации города Трехгорного началось в 1991 году. До этого времени была единая советская система власти, которая была изменена в 1988 году в результате создания Совета народных депутатов СССР. В действующую тогда Конституцию СССР 1977 года были внесены изменения: «Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, … районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы народных депутатов - составляют единую систему органов государственной власти» [1].  «Срок полномочий местных Советов народных депутатов - два с половиной года»  [2].  Органами государственной власти в … городах, …  являются соответствующие Советы народных депутатов [3]. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты [4].

           До 6 июля 1991 года система власти в городе Златоуст-36 имела следующую структуру:

 

            Николай Пищита вспоминал: «С позиции сегодняшнего дня выглядит это немного странно: законотворческой деятельностью депутаты не занимались, бюджет не утверждали, а вот покритиковать, разгромить того или иного начальника – это было на каждой сессии» [5]

             Так как представители Исполкома были одновременно депутатами Совета народных депутатов, то их функции на практике были размыты. В сравнении с последующими годами данные органы власти имели минимальную долю власти, так как основные решения исходили из центра, что не противоречило Конституции СССР 1977 года: «Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма»  [6].

              Если в Советские годы вся власть от центра до глубинки страны была государственной, то в начале 1990-х годов произошло разделение власти на государственную и муниципальную.

               В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 года «О порядке введении в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» полномочия исполнительного комитета прекращались с момента вступления в должность главы соответствующей местной администрации. В декабре 1991 года прошли выборы главы администрации. Депутаты  на сессии выбирали из двух кандидатов: Лубенец Н.А. и Новиков А.Б. Большинство голосов получил Лубенец Н.А.  В том же декабре 1991 года произошел распад СССР. Совет народных депутатов города Златоуст-36 продолжил свою работу, потому что он был сформирован на основе Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

              В данном документе определено, что такое органы местного самоуправления: «Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально - этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации» [7]. «Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы,собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения» [8].

              С 6 июля 1991 года система власти в городе Златоуст-36 выглядела иначе. Органами власти являлись  Советы народных депутатов. Исключительно на сессиях Совета решались  следующие вопросы:

а) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;

б) защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности, установление в соответствии с законодательством ответственности за невыполнение депутатских обязанностей;

в) избрание и освобождение от должности председателя Совета и его заместителей, заслушивание отчетов об их деятельности;

г) образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий, иных органов Совета, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;

д) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;

е) рассмотрение отчетов главы местной администрации;

ж) принятие и изменение положения (устава) о местном самоуправлении и регламента Совета;

з) утверждение структуры, штатов аппарата Совета, расходов на содержание Совета в целом и аппарата Совета;

и) утверждение руководителей органов местной администрации в случаях, предусмотренных законодательством;

к) утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития территорий, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

л) установление дополнительной численности подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств собственного бюджета;

м) иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом, другими законами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

            Органом управления стала местная администрация, которая должна была осуществлять исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории Российской Федерации, законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивать  права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.  Местная администрация была подотчетна соответствующему местному Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.

             После избрания Николая Андреевича Лубенца главой администрации на следующий же день работники Исполкома были уволены. Исполком прекратил свое существование. В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (статья 31 б) в полномочия главы администрации входила разработка и внесение на утверждение Совета структуры местной администрации.

Николай Пищита вспоминал: «Лубенец начал собирать команду. Первый заместитель главы должен был обязательно быть выходцем с ПСЗ. На этот пост назначили Льва Михайловича Иванова. Трех других заместителей Николай Андреевич выбрал из числа депутатов. Ими стали Сергей Феоктистович Михайлов, Владимир Петрович Моргун, Юрий Данилович Волгин и я. Должность называлась «председатель Комитета администрации Трехгорного по социальным вопросам». Николай Андреевич Лубенец дал своим заместителям два месяца для написания программы развития города по направлениям, за которые отвечали. «Уезжайте хоть на Марс! Учитесь, собирайте информацию»- заявил Николай Андреевич своим заместителям…. В общем, когда все мы прошли через горнило этой проверки, Лубенец сказал: «А сейчас все, что вы написали, будем воплощать в жизнь. Все это вы должны выполнить».


             Николай Андреевич Лубенец вместе со своими заместителями воплощал программу в жизнь исключительно под свою ответственность не случайно. Он обладал значительно большей самостоятельностью в принятии решений, но и большей ответственностью.

             Только 13 декабря 1994 года будет создано Положение об администрации города Трехгорный, где можно увидеть общие положения, описание функций главы администрации, требования к документации администрации (акты), полномочия городской администрации в области планирования, бюджета, финансов и учета, а также в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями города.

             15 октября 1995 года впервые состоялся референдум о принятии Устава города Трехгорного. И 22 декабря 1996 года состоялись выборы депутатов городского Совета I созыва (9 человек). Председателем стал Жданов Евгений Вячеславович.  А 24 декабря 2000 года состоялись выборы депутатов городского Совета II созыва. В 2005 году Совет депутатов переименовали  в Собрание депутатов.

              Администрацией города руководил Николай Андреевич Лубенец с 9 декабря 1991 года, с 27 декабря 1996 года глава муниципального образования ЗАТО города Трехгорный и глава администрации города, с 24 декабря 2000 года глава муниципального образования города Трехгорный.

              В 1990- годы произошли перемены в структуре власти, не связанные с распадом СССР. Прекратил свое существование городской совет КПСС, Исполком, сохранился Совет народных депутатов в связи с появлением нового нормативного документа от 6 июля 1991 года, на основании которого возникла администрация города, обладающая широкими полномочиями.

 

Биография Николая Андреевича Лубенца


 

             Николай Андреевич Лубенец - выдающийся человек, который остался в истории города Трехгорный как самый лучший руководитель, решавший сложные задачи самыми нестандартными способами в самое сложное время.

             Родился Николай Андреевич 3 января 1949 года в селе Скоробогатьки Лохвицкого района Полтавской области Украинской ССР. Свою трудовую деятельность начал после окончания в 1968 году Киевского строительного техникума в управлении строительства «Химстрой» города Томск – 7 (Северск). В 1985 году окончил Томский инженерно-строительный институт. Работал на различных инженерно-технических и административных должностях в "Химстрой" Томска, где прошел путь от простого мастера до начальника строительно-монтажного управления. С 1984 по 1987 год был секретарем парткома управления «Химстрой».

           В 1987 назначается приказом Министерства среднего машиностроения СССР  главным инженером Уральского управления строительства города Златоуст-36 Челябинской области, что стало неожиданностью для Николая Андреевича. Ведь в Томске оставались его друзья и товарищи по работе, с которыми он отлично сработался и прожил  долгие годы . На Урале, в Златоусте-36 всё было незнакомо, к тому же из-за закрытого статуса у рабочих  были другие условия, они не привыкли к строгости и требовательности, которую проявил Николай Андреевич. Поэтому первые годы работы были достаточно тяжелые, но со временем он смог справиться с самыми сложными задачами.

           В 1991 году наступают трудные для всех времена. Великая держава СССР завершила свое существование, все старые порядки реформируются,  наступает новое время, экономика страны переживает трансформацию, происходит переход от плановой экономики к рыночной, растет социальное напряжение. Новая власть вносит изменения и в работу местных органов самоуправления, формируются администрации.

           8 декабря 1991 года Совет народных депутатов  провел голосование на должность главы администрации, кандидатами были А.Б. Новиков и Н.А. Лубенец. Большинство голосов было за Николая Андреевича Лубенца. Николай Андреевич назначен главой администрации города Златоуст-36.  В самом начале пути перед ним стояла задача по формированию аппарата управления, но то, как должна выглядеть администрация, никто не знал. Он стал формировать круг лиц с обязанностями по разным сферам жизни в городе, исходя из своего представления о том, как должна выглядеть новая власть. За время работы Николай Андреевич сталкивался с невероятно сложными проблемами из-за непостоянной экономической ситуации и гиперинфляции, но каждый раз он находил решение и никогда не сдавался. Однажды, чтобы решить вопрос с нехваткой бюджета для выплат зарплат, он даже заложил здание администрации под залог и взял деньги в кредит у банка. Он нес полную ответственность за все решения администрации с 1993 по 1996 год, поскольку городской Совет народных депутатов был распущен и депутаты как структура отсутствовали.

           В 1994 году по инициативе и при самом активном участии Николая Андреевича Лубенца создается Ассоциация закрытых административно-территориальных образований Минатома России, а его избирают Президентом новой структуры. Делает это он для того, чтобы создать особое правовое поле для закрытых городов. Ведь в условиях рынка эти города существовать в том же режиме что и открытые города не могли, а значит было необходимо создать законы, обеспечивающие особые условия для развития экономики закрытых городов.

            В декабре 1996 года вновь избирается главой муниципалитета города Трехгорный (переименован в 1993 году). За прошедшие и последующие  годы особое внимание уделяется сохранению потенциала градообразующего предприятия Приборостроительного завода Минатома России, развитию городской инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры и спорта. МСЧ-72 стала одной из самых современных больниц в области. Население получало в полном объеме все льготы, предусмотренные федеральным законодательством, а зарплаты и пенсии выплачивались и не задерживались в отличие от других городов.

            В 1997 году Николай Андреевич был включен Указом Президента РФ в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ и активно участвовал в работе по осуществлению реформы местного самоуправления на всех уровнях. При его непосредственном участии осуществлялась разработка ряда законопроектов «О закрытом административно-территориальном образовании», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также подготовка парламентских слушаний по проблемам закрытых городов.  В 1997 году в Государственной Думе впервые был создан подкомитет по проблемам закрытых городов и градообразующих предприятий, одновременно там же на постоянной основе начал работу уполномоченный представитель Ассоциации ЗАТО Минатома России.

            В декабре 1996 года Николай Андреевич был  избран депутатом Законодательного собрания Челябинской области. Исключительные деловые и личные качества позволили ему эффективно участвовать в решении многих важных вопросов государственного строительства и становления местного самоуправления.

            В декабре 2000 года Николай Андреевич вновь избран главой Трехгорного,  он так же одержал убедительную победу и был избран во второй раз  депутатом Законодательного собрания Челябинской области по  Катав-Ивановскому избирательному округу.

            Для  улучшения  жизни в городе Трехгорный была разработана и утверждена  Программа социально-экономического развития. Результаты многолетней работы легли в основу кандидатской работы, которая была защищена, и Николай Андреевич стал кандидатом экономических наук. В 2003 году в издательстве «Академкнига» Екатеринбурга издана монография «Стратегия управления социально-экономическим развитием ЗАТО», написанная главой города в соавторстве с доктором экономических наук, профессором Уральской академии государственной службы Дубновым А.П., раскрывающая малоизученную проблему стратегического управления социально-экономическим развитием закрытых административно-территориальных образований Минатома России.

          Не менее интересна отдельная часть Программы социально-экономического развития – Инвестиционная программа. Николай Андреевич в ходе реализации инвестиционной программы положил начало созданию  более  50 предприятий, как в городе, так и за его территорией. Это обеспечило более 1700 новых рабочих мест. Город стал финансово независимым, самодостаточным. Город Трехгорный не только не зависел  от Приборостроительного завода,  но и создавал условия для его развития. Появились новые  производства на базе Приборостроительного завода. Место, где создавался «ядерный щит» страны, стало рассматриваться как курортная зона, где начинает развиваться туризм.   На горе  Завьялиха был создан горнолыжный комплекс, по функционалу и современности которому не было равных, любители зимних видов спорта съезжались  со всей России и даже из-за рубежа! В самом Трехгорном был создан горнолыжный комплекс «Поповый дол», где возникла горнолыжная секция. Маленькие жители учились кататься на горных лыжах. А на базе загородного лагеря, за чертой города,  возникла гостиница «Каменный цветок». Загородный лагерь продолжил свою работу в летнее время на основе обновленной материальной базы.

          С 2007 по 2017 годы Николай Андреевич в качестве кандидата экономических наук работал преподавателем философии, экономики и политологии в филиале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

           Какое бы время не было, как бы ни называлось наше государство, Николай Андреевич всегда добросовестно работал, был удостоен наградами и в Советском Союзе, и в Российской Федерации.

           Деятельность Николая Андреевича была отмечена наградами и почетными званиями. Он награжден орденами «Знак Почета» и Трудового красного Знамени, орденом Почета, орденом Дружбы. Имеет медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медаль «300 лет Российскому флоту», медаль «За укрепление боевого содружества».

           В 1977 году за выдающееся проектирование и строительство удостоен звания Лауреата Премии Совета Министров СССР.

           В 1998 году награжден дипломом «За верное служение России, поддержку отечественного товаропроизводства».

В 2000-ом году Патриархом Московским и всея Руси Алексием вторым награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского.

          Трижды становился лауреатом Всероссийского конкурса «Карьера» за большой личный вклад в обеспечение динамического развития региона, достоинство и авторитет человека и политика. Дважды награждался дипломом как глава города за победу в конкурсе «Самый благоустроенный город в Челябинской области».

          В 2014 году Собрание депутатов города Трехгорного присвоило Николаю Андреевичу звание Почетный гражданин города Трехгорного.  За большой вклад в развитие физической культуры и спорта Николай Андреевич отмечен благодарственным письмом Председателя государственного комитета по спорту Фетисова  Вячеслава Александровича.

         В 2003 году главе Трехгорного, Президенту Ассоциации закрытых городов Минатома России Николаю Андреевичу решением Президиума правления Российского союза товаропроизводителей присуждена премия имени Алексея Николаевича Косыгина. Этой награды он удостоился за большие достижения в решении развития экономики России.

         В феврале 2004 года попал в сборник «100 имен Челябинской области», в этом же году награжден знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью».


         Николай Андреевич Лубенец имел прямое отношение к управлению городом с 1991 по 2005 годы. За это время, находясь в тесном контакте с администрацией, депутатами, он способствовал расцвету города. Тогда, как это были самые тяжелые годы в истории нашей страны за последнее десятилетия, в нашем городе это были самые прекрасные годы в жизни горожан: город строился, обновлялся, для жителей города создавались дополнительные меры социальной поддержки.

         Наш город был самым лучшим городом на земле не только потому, что он закрытый, но и потому, что руководителем нашего города долгие годы был Николай Андреевич Лубенец. Славные дела Николая Андреевича помнят жители города. Чувство благодарности в сердцах каждого, кто видел все это своими глазами.

 

Программа социально-экономического развития

         Первые годы руководства городом были самыми сложными: выстраивание отношений с депутатами Совета народных депутатов, принятие решений в новых социально-экономических условиях (поиск денег для выдачи зарплат, например) – все это создавало общую картину жизни, в которой зародилась мечта сделать город самодостаточным.

       Для достижения общей цели возникали задачи одна за другой.


       Первая задача: создать органы местного самоуправления в соответствии с новым законодательством. Еще в условиях существования СССР в 1991 году появляется Закон «Об основах местного самоуправления» и Указ президента, в соответствии с которыми Совет депутатов организует выборы кандидатов на должность главы администрации. По итогам голосования депутатами главой администрации избран  Н.А. Лубенец. Глава администрации Челябинской области Вадим Павлович Соловьев назначил  Н.А. Лубенца главой администрации.


       Проблемы страны отражаются в маленьком городе и не заставляют себя ждать: рост цен, задержка зарплат, падение уровня жизни горожан, кроме того вся городская инфраструктура, находящаяся долгие годы на балансе Приборостроительного завода, переходит в ведение города. А за этой материальной базой необходимо текущее содержание и обновление. И это снова деньги, которых нет. Поэтому возникает новая задача.

      Вторая задача: создать условия, обеспечивающие финансирование города. Каждый год глава администрации отчитывался перед населением о проделанной работе. В его выступлении 70 % был отчет о проделанной работе и 30 % намечались цели на будущий год, исходя из выполненного. Отчет главы администрации за 1992 год, а это первый год руководства,  свидетельствует о нескольких направлениях деятельности, которые позволяют нам рассмотреть реализацию намеченных Николаем Андреевичем и его командой планов.


 

Направления деятельности

Отчет о деятельности в 1992 году

1). Экономическое (бюджет)

Бюджет города принят с дефицитом, но присутствует превышение доходов над расходами благодаря дотациям.

2).  Градостроительное

Введены в эксплуатацию жилые дома. Создано управление капитальным строительство (УКС), приобретена электронная телефонная станция. Спроектирован МКР-2, дом пожилых, школа-интернат, коттеджей, снос ветхих деревянных двухэтажных домов.

3). Землепользование

Обследовано наличие земель и распределение его по категориям. Завершена инвентаризация земель.

4).  Экологическое

Сформирован экологический фонд.

5). Использование имущества города

Создан комитет по управлению имуществом города.

6). Хозяйственное

 

Ремонт зданий, сетей. Составлены списки очередности капитального ремонта.

7). Социальное

 

Реализация мер по недопущению резкого снижения жизненного уровня жителей города. Обсуждалась возможность передачи МСЧ-72 в ведение города

8). Культурное

 

Осуществлен ремонт музыкальной школы, планируется создание музея. Завершена прокладка кабельного телевидения. Запланировано создание городской телерадиокомпании с регулярной ежедневной программой городского телевидения.

 

        Планомерное решение проблем, осмысление намеченных путей в условиях зарождающегося правового поля, способствуют постепенному возникновению Программы социально-экономического развития города Трехгорного.

        Изыскание денег осуществлялось, исходя из имеющихся возможностей. Традиционно деньги в город поступали из Министерства финансов, куда не раз Николай Андреевич и отправлялся. Но одобрение и согласие получал не всегда.

        Существующее законодательство ставило город Златоуст-36 в один ряд с другими городами Российской Федерации. Тогда Николай Андреевич предлагает всем главам закрытых городов объединиться в Ассоциацию закрытых городов и совместными усилиями добиваться необходимого финансирования. Закрытые города – «Атомный щит» нашей страны, поэтому финансирование даже в условиях рынка должно быть особое. Но мысль об отсутствии необходимости просить деньги не покидала. Как же хотелось, чтобы налогов хватало на решение внутренних проблем. И первый шаг в этом направлении был сделан при организации загородного рынка, на который приезжали продавцы из самых разных регионов нашей страны, даже из Беларуссии. В результате решения второй задачи многие проблемы разрешались. Жить в городе становилось легче в лихие 90-е тогда, как в соседних городах население существовало только благодаря подсобным хозяйствам, зарплату там по-прежнему не получали.

        Третья задача: создать условия для независимого финансирования. Для решения этой задачи существовали различные варианты: корректировка статей бюджета, заложить банку здание администрации для получения кредита, просить деньги на федеральном уровне, создать условия для возникновения предприятий, которые бы платили деньги в бюджет. Все эти варианты были не самыми удачными, однако использованными, но самым рациональным был последний вариант и он был только в перспективе.



       Градообразующее предприятие города Трехгорный -  Приборостроительный завод. Все циклы развития или кризиса отражались на жизни горожан. Если бы в городе было множество других предприятий, то жителям было бы легче решать свои материальные проблемы. Потеряв работу, заработок, горожане могли бы устроиться на работу в другом предприятии. Но альтернатив не было.

       В 1990-е годы, в связи со снижением объемов госзаказа, завод освоил выпуск гражданской продукции: автомобильные прицепы, гидроциклы, стерлизаторы, автомобильные насосы и другие товары народного потребления, например создание листов нержавеющей стали с покрытием нитрид титана. Благодаря этому производству в городе появилось несколько предприятий, изготавливающих купола для церквей. Самый первый и грандиозный проект – создание куполов для храма  Христа Спасителя в Москве.


       В рамках Программы социально-экономического развития зарождается Инвестиционная программа. Николай Андреевич предложил взять кредит для создания новых предприятий, главным поручителем в котором  была администрация города. Однако не всякий Бизнес-проект мог войти в данную инвестиционную программу. Решение принимала команда администрации города.

       Так появилось несколько самых разнообразных предприятий по производству цифровых АТС, акриловых ванн, пропантов, кабельной продукции и другие. В целях развития туризма и спорта создан первый в России по оснащенности и технологичности горнолыжный комплекс «Завьялиха», привлекавший спортсменов со всей России и из-за рубежа. Также появились МУП Гостиничный комплекс «Каменный цветок»,  МУП Горнолыжный комплекс «Поповый дол».

        Всего в городе было зарегистрировано 571 предприятие различных форм собственности. Из них- 13 % - промышленные предприятия. Уровень безработицы был снижен до 1 %. Ежегодный рост доходов на решение социальных вопросов составило примерно 10 %. Таким образом, возникли условия для решения социальных задач. Работу в этом направлении можно наблюдать в ежегодных отчетах главы города. Работа администрации города на протяжении нескольких лет (1992-2004) велась в нескольких направлениях:  приватизация (происходит увеличение приватизированных предприятий и жилых квартир), создание производств (ежегодно создавали новые предприятия и реорганизовывали старые), работа предприятий (отслеживали темпы развития предприятий и вклад этих предприятий в бюджет города в качестве налогов). 

       В ходе реализации программы социально-экономического развития заметен прогресс во всех сферах с каждым последующим годом. Но при этом по сравнению другими регионами РФ и другими городами Челябинской области  в нашем городе была стабильность и появлялась тенденция роста. Новые предприятия и Приборостроительный завод с каждым годом увеличивали выручку, принося в бюджет необходимые деньги, часто корректируя утвержденный план в сторону увеличения.

        Благодаря чему каждый год выплачивались субсидии гражданам для социальной защиты, вводились меры по поддержке разных категорий  населения, зарплату и пенсии выдавали всем вовремя, в то время как в соседнем городе  Юрюзань зарплаты не выдавались по пол года. Инфраструктура города ежегодно ремонтировалась и обслуживалась, МСЧ-72 стала одной из самых технологичных и современных в области. Население постоянно трудоустраивалось, к концу 90-х начался демографический рост, материальное состояние граждан улучшалось. Активно развивались  образование, искусство и  спорт.

          Николай Андреевич Лубенец с его командой создали все условия для развития Трехгорного во всех возможных направлениях, сделав наш город независимым от ПСЗ и открыв гражданам множество путей для экономического роста в самые непростые времена в России.

           Мечта сбылась. Город стал самодостаточным, независимым от внешнего финансирования, а значит самостоятельным в приятии решений относительно дальнейшей судьбы города. 

            После избрания горожанами нового главы города инвестиционная программа прекратила свою работу. Предприятия постепенно закрывались одно за другим, лишь несколько производственных предприятий работает в наши дни. Программа социально-экономического развития как уникальный опыт осталась в истории нашего города.

 Источники:

1. Фонд 6, опись 1, единица хранения 1082, лист 227

Литература:

 1  Конституция СССР 1977 года, глава 12, статья 89

2  Конституция СССР 1977 года, глава 12, статья 90  

3  Конституция СССР 1977 года, глава 19, статья 145 

4  Конституция СССР 1977 года, глава 19, статья 149 

5 Пищита Н. «Я горжусь тем, что без стыда могу смотреть людям в глаза». Газета «Спектр» № 38 (2669)  1.06.2023.

6  Конституция СССР 1977 года, глава 1, статья 3

7 Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991, глава 1, статья 1

8 Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991, глава 1, статья  2

9 Пищита Н. «Я горжусь тем, что без стыда могу смотреть людям в глаза» газета «Спектр» № 38 (2669)  1.06.2023.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!