По дорогам фронтовым
Два года отслужил Барабошин в 96-м артиллерийском дивизионе Забайкальского военного укрепрайона. До демобилизации оставались считанные дни, когда пришла страшная весть о начале самой кровопролитной в истории страны войны.
В марте 1942-го Василий получил приказ рассчитаться и отправиться на учебу в Черниговское военно-инженерное училище, оно тогда было передислоцировано с Украины в Иркутск. Программа обучения была двухгодичной, но в условиях войны из курсантов за один год сделали и саперов, и минеров, и взрывников… По окончании училища в звании лейтенанта Барабошин был направлен на Калининский фронт и спецвагоном прибыл в 160-й батальон 5-1 отдельной инженерной бригады специального назначения в должности командира взвода. А 5 октября 1943 года получил первое задание штаба: разведки сил и средств противника и диверсионные действия на важных объектах в тылу врага на территории Витебской области. Это был один из самых сложных, а потому, наверное, из самых запомнившихся эпизодов войны. С самого начала все пошло не по плану. Вместо обещанных 16 человек командиру диверсионной группы Барабошину выделили только шестерых. Линию фронта пересекали ночью воздушным путем, на деревянных одномоторных самолетах У-2. Сначала резко испортилась погода, стала почти нелетной. А потом и фашисты, «нащупав» противника прожекторами, открыли по десантникам огонь из зениток. Только в одном удача сопутствовала нашим солдатам: всем четырем самолетам посчастливилось невредимыми миновать зону огня. Линия фронта была благополучно пересечена.
По команде летчика «Пошел!» Василий выбрался на крыло самолета и прыгнул. «Один, два, три…», - отсчитывал он секунды, ожидая, когда откроется основной парашют. И так же громко отсчитывало удары сердце – это был первый прыжок молодого лейтенанта, не имевшего парашютной подготовки.
Радиста, который прыгал следующим, Василий отыскал быстро, а остальных десантников разбросало в разных направлениях. Собрались вместе только на следующий день. А вот самолеты с продовольствием сквозь зенитный огонь прорваться так и не смогли. Если не считать мешка с двухдневным запасом сухарей, провизии у разведчиков не было.
Место, куда приземлилась диверсионная группа, на карте значилось как деревня Ломоносово. На деле же она оказалась сожженной немцами дотла. Всюду, куда ни глянь, лишь крапива в человеческий рост.
- Пришлось добираться до соседней деревни Ольховец, – вспоминает ветеран. – Там мы обнаружили три уцелевших дома. С хозяином одного из них общий язык быстро нашли. У него весной фашисты сына убили, когда прочесывали свои тылы в поисках партизан. Дед этот здорово нам помогал .Питаться, конечно, приходилось чем попало, но трупов человеческих не ели. Спасибо белорусским жителям, они хоть и боялись с нами связываться, но потихоньку подкармливали картошкой и хлебом с отрубями.
Днем – разведка, ночью – диверсионные акции: в таком режиме они жили 35 суток. Минер Василий Астахов находился на объекте- минировал шоссейную дорогу. Оставалась последняя ночь, назавтра группа должна была перейти линию фронта.
- И откуда она взялась, - эта немецкая грузовая машина, - сетует Василий Иванович. – Астахов увидел свет от фар, заторопился и подорвался на своей же мине. Оттащили товарищи его в сторону, как смогли перевязали. Потом смастерили носилки и понесли в землянку. Помню, поклялся я тогда своему раненому товарищу, что мы вынесем его или погибнем вместе. И слово свое сдержал.
За месяц с небольшой группой под командованием В.И. Барабошина было пущено под откос 3 эшелона противника с живой силой и боевой техникой, взорван легковой автомобиль с немецким полковником, 12 грузовых автомобилей с продовольствием и боеприпасами, 6 санитарных фургонов. За блестящее выполнение боевого задания в тылу противника Василий Иванович был награжден орденом красного Знамени.